Вертолёты для хелиски
Хелиски – молодая разновидность фрирайда, суть которой состоит в спуске на лыжах по склонам с нетронутым снежным покровам и вдали от оборудованных трасс. К точке спуска фрирайдеров доставляют вертолеты (хотя на небольших высотах в случае нелётной погоды могут использоваться и снегоходы), именно о них и пойдет речь в данном обзоре.
Типы, виды и модели
Eurocopter AS350
Модель была разработана французской компанией Aérospatiale (Airbus Helicopters). В США вертолет с одним двигателем носит название AStar, а с двумя – TwinStar. В Бразилии данную модель знают как «Белка», где она производится компанией Helibras. С момента первого полета в 1974 году было произведено более 5000 экземпляров разных модификаций Eurocopter AS350, в том числе двухмоторных.
В туристических целях используют модификации вертолета AStar: AS350BA, AS350B2 и AS350B3.
Eurocopter AS350 B3 вмещает 1-2 члена экипажа (пилот и гид) и 5-6 фрирадейров, в зависимости от комплектации. Снаряжение (лыжи, сноуборды, лавинные рюкзаки и пр.) загружаются в специальный багажник на одной из посадочных лыж. Максимальная масса для взлета – 2250 кг. Силовая установка состоит из одного турбовального двигателя Turbomeca Arriel 2B мощностью 847 л.с.
BELL 212
Bell 212 – один из вариантов модели Bell 204/205. Изначально летательный аппарат был разработан для ВВС Канады под названием CUH-1N, позже — CH-135. Впервые BELL 212 поднялся в воздух в 1968 году, а запущен в серийное производство тремя годами позже. Наряду с модификацией для армии, разработали гражданскую версию Bell 212, которую эксплуатировали в нефтяной и лесной промышленности, а также для береговой охраны. Для хелиски используют вертолет Bell 212, вместимостью до 13 человек (пилот, два гида и 10 лыжников) в зависимости от веса экипировки.
Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей РТ6, мощность каждого 1800 л.с. В некоторых случаях для хелиски используется американский вертолет Bell 407.
Ми-8
Советский и российский многоцелевой вертолет, используется во всем мире как в гражданских целях, так для военных задач. Ми-8 входит в перечень самых массовых вертолетов за всю историю авиации. Усовершенствованная версия – Ми-8МТ появилась в 1980 году. В России для хелиски чаще всего эксплуатируют вертолеты Ми-8МТВ, вместимостью до 22 человек плюс 3 члена экипажа. Максимальная масса для взлета 12 000 кг. Силовая установка состоит из двух моторов ТВ3-117МТ, мощностью 1900 «лошадок» каждый. В случае отказа одного из двигателей, автоматически возрастает мощность на другом, чтобы обеспечить необходимую частоту вращения на винте. Среди специалистов Ми-8 ценится за неприхотливость, отличное пилотирование и возможность перевозить груз на внешней подвеске.
Для хелиски на Камчатке нередко применяют транспортный вариант Ми-8Т на небольшой высоте, и Ми-8МТВ на больших высотах.
Правила посадки и высадки в вертолет
Перед каждым вылетом гид проводит инструктаж по посадке и высадке. Все правила требуется неукоснительно соблюдать:
- при посадке нельзя совершать резкие движения, прыгать и пр.
- запрещено приближаться к хвостовой части, подход и выход из вертолета совершать спереди, под углом, по направлению к двери
- не выбрасывать мусор, во избежание попадания его в турбины двигателя
- во время полета запрещено перемещаться по салону, чтобы не нарушать центровку машины и не травмироваться
- запрещено курение, употребление спиртных напитков
- двери и окна открывать дозволено по разрешению пилота
- не отвлекать экипаж вертолета во время перелетов
- при выходе обязательно дождаться остановки лопастей
- первым из вертолета выходит пилот или гид и оценивает обстановку.
Каждый вылет заранее согласовывается, подается заявка, и все действия регулируются подобно работы в аэропортах. Гид оценивает склон на предмет спуска, и если он небезопасен, группа перелетает на другое место. «Продвинутые» райдеры иногда начинают спуск прямо с вертолета, который не садится на землю.
Пилоты для хелиски
Для работы за штурвалом воздушного судна для хелиски от пилота требуется большой опыт, в том числе работы в горах. Так вертолетам запрещено садиться на пик горы, и все время, что по салону передвигаются до 18 человек, вертолет должен находиться в режиме зависания. При этом важно учесть множество факторов, например, скорость и направление ветра. Чтобы удерживать вертолет без крена и смещения с точки зависания требуются высокий профессионализм и многолетний опыт.
Интересные факты и ЧП
Первыми хелискерами можно считать военных, которых в 1944 году забрасывали в качестве диверсантов в Альпы на вертолетах и эвакуировали позже.
Eurocopter AS350 B3– самая популярная модель для использования в хелиски. Вертолет вошел в книгу мировых рекордов Гиннесса, после посадки на вершину Эвереста на высоте 8628 м в 2005 году.
В 2017 году при забросе иностранных лыжников, занимающихся хелиски, на Мутновский вулкан в Петропавловске-Камчатском у вертолета Ми-8 подломились стойки переднего шасси и два туриста из Франции и США получили травмы. Всего в момент инцидента на борту находились 16 туристов и 3 члена экипажа.
В 2010 году вертолет Ми-8 попал под сошедшую лавину снега. На борту воздушного судна находились 4 человека экипажа и 12 хелискеров из Германии и четверо россиян. Трагический инцидент произошел на Камчатке. Вертолет обнаружили в районе перевала Дукук. Трагедия унесла жизни 10 человек. В ходе расследования выяснилось, что неопытные немецкие гиды спровоцировали сход лавины.
По сравнению со стандартным горнолыжным спортом или бэккантри, хелиски открывает бесконечные возможности для фрирайда. Вертолет позволяет попасть в труднодоступные места, куда другой транспорт не пройдет и увидеть многочисленные земные богатства и природные достопримечательности с высоты птичьего полета.